« Италия город Флоренция | Главная | Версальский дворец »
Парфенон и Акрополь
Афинский Акрополь — акрополь (в переводе с древнегреческого «высокий город») в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый бугор с пологой вершиной. 1-ые укрепления тут возникли еще в VI тысячелетии до н.э. Уже во времена архаики тут размещались величавые церкви, статуи и остальные святыни. В микенский период (XV-XIII вв. до н.э.) Акрополь считался укрепленной королевской резиденцией. В VII-VI вв. до н.э. на Акрополе проводилось крупное строительство. При тиране Писистрате (560-527 гг. до н.э.) на участке королевского дворца был сооружен храм богини Афины Гекатомпедон (храм длиною в 100 шагов). В 480 году до н.э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разбиты персами.
Парфенон — особенно узнаваемый монумент древней архитектуры, расположенный на афинском Акрополе. Это основной храм в древнейших Афинах, посвященный покровительнице данного города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Сооружен в 447-438 до н.э. архитектором Калликратом на месте храма богини Гекатомпедон. Некоторое время Парфенон стоял нетронутым во всем своём великолепии. Во II столетии до н.э. храм сгорел, однако его починили. После покорения Греции (146 до н.э.) римляне вывезли к себе на родину немалую часть статуй. Во 2-ой половине VI столетия Парфенон был преобразован в христианский храм. Парфенон был продуман в мельчайших подробностях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие составляющие, а еще исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона — особая кривизна, вносившая зрительные коррективы. Хотя храм видится идеально прямолинейным, на самом же деле в его силуэтах недостает почти ни одной строго прямой линии. Кладка исполнялась в отсутствии каких-либо растворов или цемента, а перекрытия были деревянными.
В центре храма стояла 11-метровая статуя Афины Парфенос. Она была сделана из золота и слоновой кости. Статуя не сохранилась и известна по разным снимкам и бессчетным изображениям на монетах. Разграбление памятника было продолжено и в XVIII столетии, на этот раз европейцами, увлекавшимися древностью. После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX столетия) по возможности был реконструирован давний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его местности, вновь выложен храм Ники Аптерос и др. Рельефы и статуи храмов Акрополя находятся в Британском музее, в Лувре и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.